Мухамедова Елена Валерьевна
(клинический психолог)
8 916 852-01-67

Зависимость, что это и откуда

  Наблюдая за тем, как формируется личность ребенка, мы часто возвращаемся к воспоминаниям о том, какой он был в детстве, с чем связаны те или иные проявления в его характере и стараемся направить его в то русло, где, как нам кажется, он будет гармонично развиваться, а иногда забывая или не беря во внимание индивидуальные и личностные характеристики ребенка.

Наша задача, чтобы этот процесс проходил менее травматично, но все же  мы хотим быть в полной уверенности, что это произойдет, и человек будет стоять достаточно твердо на ногах. Я хочу поговорить сейчас о трех типах отношений, которые встречаются наиболее часто и являются особенно травмирующими  и искажающими  психику ребенка.

Это тоталитарно доминирующее,  сверхопекающее  и бесконтрольно попустительское  отношение к ребенку. По сути, и по своему воздействию они похожи, и в том и в другом случае подавляется психическая активность  и познавательная сфера ребенка.

Если это доминирующие отношения, т.е. взрослый, выступает открыто в роли агрессора и устанавливает жесткие рамки, в которых должен развиваться ребенок и которые не предполагают какой-либо инициативы и самостоятельных действий со стороны ребенка, то у ребенка два выхода, уйти в себя, т.е. аутизация, либо уйти в мир нереальных возможностей - это алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, которая встречается все чаще и острее.

Отношения сверх опеки так же не дают ребенку проявлять инициативу и самостоятельность, потому что это запугивание ребенка в том, что с ним может что-то произойти, если он ослушается или не выполнит в точности указания взрослого. Что происходит в этом случае? Ребенок  пугается неизвестного, не пройденного им опыта взрослых (это страх взрослого человека). Когда  наступает ситуация, где он должен принимать самостоятельные решения и проявить инициативу, то происходит следующее - ребенок пугается, если нет рядом того, кто эти решения принимал и подсказывал, и старается уйти от травмирующей ситуации, или, если все же решается совершить какое-либо действие, то все время испытывает чувство вины и сомнения, а правильное ли решение он принял. Это  очень травматично для психики ребенка и накладывает свой отпечаток на поведение подростка, а потом и взрослого человека. В будущем это без инициативные и безвольные люди. Так же как и в первом случае, это открытая дорога в зависимость, в которой он чувствует себя героем и хозяином положения, будь то компьютер или алкоголь.

Может сложиться впечатление, что я ратую за вседозволенность и бесконтрольность. Могу сказать, что вседозволенность, так же травматична, как и две вышеназванные причины.

Дело в том, что попустительство со стороны взрослых по отношению к ребенку не дает установить границы и правила, по которым ребенок должен жить и действовать, в этом случае взрослый как - бы перекладывает ответственность за воспитание и безопасность ребенка на него самого и в силу того, что ребенок еще не готов к такой ответственности, он уходит либо в болезнь, требуя этим к себе внимания и заботы со стороны взрослого, либо в зависимость, где все решения принимает не он и ответственность так же несет не он.

Психосоматика - это наиболее часто встречающаяся защитная  реакция организма, благодаря которой ребенок, да и  взрослый человек тоже, старается сохранить  баланс между своими желаниями, желаниями родителей  и требованиями окружающего мира, другими словами, между принципом реальности и принципом удовольствия.

Хочу привести пример из школьной практики.

Ко мне обратился папа ученика шестого класса. Его волновало то, что его сын много времени проводит за уроками, все время что-то читает, и он за него волнуется. Я была удивлена, потому - что чаще родители обращаются с вопросами обратного характера, почему ребенок не хочет заниматься уроками и ничем не интересуется. Я попросила рассказать о том, чем увлекается сын и как они общаются дома. Папа рассказал, что сын, поздний ребенок, и они возлагали на него большие надежды. Папа с мамой увлекаются различными видами спорта, ходят на лыжах, катаются на велосипедах, плавают, ходят в походы, ведут очень активный образ жизни, но вот сын совсем другой, он  не любит и никогда не любил спорт, предпочитает книги из-за чего отец часто скандалил с сыном и осуждал его, показывая всем своим видом свое недовольство. Даже сидя у меня в кабинете папа распалился и стал довольно громко выражать свое непонимание такой позицией сына, но  увидев мой взгляд, он как то сник и сказал «Ну теперь - то мой сын точно не может заниматься спортом, у него развился диабет». Я спросила, как  давно и что предшествовало такому заболеванию. Оказывается год назад они всей семьей поехали кататься на лыжах, как всегда мальчика пришлось долго уговаривать поехать с ними, но после этой прогулки сын сильно простудился, у него была  высокая температура, и это дало осложнение на печень, после чего развился диабет и сразу инсулинозависимая форма. Врачи не могли найти объяснения такой форме заболевания, но факт остается фактом. Сейчас ребенок сидит на строжайшей диете, и ни о каком спорте речи не идет. Вот так  и «волки остались сыты и овцы целы» Мальчик навсегда освободил себя от спортивных занятий  по вполне объективным причинам, с чем родители были вынуждены согласиться. Так может, стоило услышать и принять  своего ребенка таким, какой он есть, учитывая его интересы, чтобы  не пришлось прибегать к столь изощренной форме защиты своих интересов?

Когда у ребенка возникает такое расщепление между своими желаниями и требованиями родителей, то происходит «психологический взрыв» и организм  выдает различные реакции, которые могут выражаться в агрессивных действиях, тихом молчании (что говорит о наиболее тяжелой реакции), физическом и психическом  заболевании. У детей с тонкой организацией психики, отклонения  могут граничить с шизоидными проявлениями, потому - что он регрессирует до того уровня, где он чувствовал себя в безопасности, т.е. до состояния младенца, который еще не тестирует реальность.

Поэтому очень важно для учителей, а так же для лиц, участвующих в воспитании ребенка, не идти по пути двойных стандартов, т.е. по принципу «делай, как я говорю, но не делай, как я делаю». Ребенок еще не в состоянии давать оценку действиям авторитетных для него лиц, а в подростковом возрасте это выражается в отрыве от реальности и уходе в те же зависимости, секты, антисоциальные общества.

Самое главное найти золотую середину в отношении взрослого к ребенку. Наблюдать и контролировать, но не подавлять инициативу  и давать право на ошибку, потому что только таким образом ребенок, а в будущем и взрослый человек, приобретает свой жизненный опыт, и чем раньше  он получит этот опыт и право быть личностью, тем легче и менее травматично он войдет во взрослую жизнь.

Первое и самое главное правило - это видеть в ребенке личность, самостоятельно развивающуюся и чаще всего на нас не похожую, позволить ему быть индивидуальностью и не подавить в зародыше инициативу и детскую непосредственность. Быть наблюдающим и направляющим, но не карающим - это тяжелый и кропотливый труд, но он обязательно даст свои позитивные плоды, которые принесут нам наши дети.

Мухамедова Елена Валерьевна

 

17 марта 2017
Оцените статью:
5.0
3 оценки
Комментарии
Пока нет комментариев
Подпишитесь на нашу рассылку!