Скрытые послания

Последнее время я стала наблюдать за тем, что говорят родители своим детям в повседневной жизни, совершенно не вкладывая в свои слова, какой-то, как они говорят , «особенный смысл». Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания. На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире.

Послушав общение родителей и детей я поняла, что родители не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова.

• «Осторожно!» — кричит вслед бегущему ребенку отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

• «Ты чего так громко визжишь? У меня сейчас уши отвалятся» — высказывание уставшей мамы. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо и слышать я тебя не хочу».

• «Успокойся! Не плачь! Ты уже большой, а большие дети не плачут.» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души. Став старше ребенок уже умеет скрывать свои эмоции так тщательно, что теряет свою индивидуальность и становится «серой мышкой». Ведь в его подсознании сидит, что негативные чувства показывать нельзя, спрячу я их лучше поглубже и подальше. Следующий этап – психосоматика, потому- что тогда эти негативные чувства начинают разрушать ребенка изнутри, как будто он проглотил что-то «нехорошее, запретное » и тогда родители удивляются, откуда частые ангины (при том, что ребенка кутают и он пьет только теплую воду), астма, аллергии, кожные заболевания итд.

• «Не реви! Ты мешаешь мне разговаривать с учителем!» — заявила мама дочери- первоклашке , страдающей от того, что мама оставляет ее одну в школе с незнакомыми людьми . И тем самым дала ей понять, что взрослым нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний и девочка остается со своими переживаниями один на один. В будущем это может переродится в то, что «жизнь тяжела и помощи мне ждать неоткуда»

• «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза – то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой – все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите. Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;

3. Сказать это по-новому.

Например, ребенок лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это ,на самом деле нам просто страшно за своего ребенка. Поэтому в таких ситуациях можно сказать так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, ребенок с радостью соглашается и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом ребенок себя чувствует ужасно смелым.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется. Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?»

Обычно, когда начинаются проблемы с ребенком, то первая мысль — показать свое чадо специалисту по возрастной психологии, чтобы она (он) толком объяснила (л), что происходит с этим человечком, откуда это пришло и когда пройдет.

Плохое поведение детей можно условно разделить на четыре основных категории, или цели: внимание, борьба, месть и уклонение. Чтобы правильно понять, чего добивается ребенок в той или иной ситуации, надо прислушаться к своим чувствам. Если вы испытываете раздражение, то ребенок требует внимания, злость — он борется с вами за власть, боль и обиду — мстит, жалость — уклоняется.

Поэтому старайтесь понять себя прислушайтесь к своим чувствам, тогда вы намного легче поймете , чего же хочет вам сказать ваш «золотой» ребенок.

26 февраля 2017
Оцените статью:
5.0
3 оценки
Комментарии
Пока нет комментариев
Подпишитесь на нашу рассылку!